Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание: зависания могут быть вызваны как программными ошибками (что обычно можно устранить бесплатно), так и ввиду неисправности железок, на что могут потребоваться доп. расходы (например, если начал "сыпаться" жесткий диск — тут поможет только его замена на новый...).
И так, теперь непосредственно по теме...
Что делать, если зависает ноутбук
В процессе работы Windows
Эту статью (на мой скромный взгляд) логично разделить на две части (по времени зависания):
- первый тип: если зависания происходят уже после загрузки Windows, во время ее работы (например, во время игр, копирования файлов и пр.);
- второй тип: на этапе загрузки Windows, т.е. вы даже не можете добраться до рабочего стола, чтобы запустить что-то из ПО...
ШАГ 1: что показывает диспетчер задач
И так, если зависание не "мертвое" (когда кроме кнопки Reset уже ничего не работает) — попробуйте запустить диспетчер задач (сочетание кнопок: Ctrl+Alt+Del) и посмотреть, нет ли в нем не отвечающих приложений.
Если есть такие приложения, как на моем скриншоте ниже (блокнот не отвечает) — просто нажмите по нему правой кнопкой мышки и в появившемся меню выберите "Снять задачу".
Ctrl+Alt+Del — вызов диспетчера задач
Кстати, закрыть также рекомендуется те приложения, от которых идет не обосновано высокая нагрузка на ЦП и жесткий диск (под 90%+).
Отмечу, что очень часто высокую нагрузку создают: торренты, редакторы видео, игры, браузеры (при открытии десятка-другого вкладок). После перезапуска приложений, часто нагрузка от них падает и компьютер перестает зависать и тормозить.
ШАГ 2: диагностика состояния диска
Далее рекомендую с помощью спец. утилит проверить состояние диска (HDD/SSD) и посмотреть показания SMART* (очень часто "мертвые" зависания случаются, когда диск начинает сыпаться). Сделать это можно с помощью утилит: Hard Disk Sentinel, HDDlife, СrystalDiskInfo и пр.
SMART — спец. технология само-диагностики диска (призвана предотвратить внезапный выход из строя диска, и вовремя известить о наличие проблем пользователя).
Вообще, в этом плане мне больше всего нравится утилита HDDLife (она автоматически анализирует все показания SMART и делает на основе них вывод по состоянию "здоровья" диска и дает примерный прогноз по тому, сколько он прослужит). См. скриншот ниже.
Слева — с диском все в порядке, справа — надежность и производительность под вопросом
Разумеется, если утилиты для тестирования диска показывают, что с ним есть проблемы — для диагностики рекомендуется заменить его на другой накопитель и проверить работу ноутбука с ним. Если зависания прекратятся — необходимо приобрести новый диск...
ШАГ 3: диагностика планок ОЗУ
Как правило, если есть проблема с планками ОЗУ зависания случаются внезапно на любом этапе работы ОС Windows, программ. Причем, в ряде случаев, имеют место быть критические ошибки, появление синего экрана и пр.
В любом случае, когда причина проблемы не явная — проверить плашки ОЗУ это одно из первых действий. Важный момент: если у вас их несколько — стоит разобрать ноутбук и оставить только одну из них (т.е. проводить тест конкретной плашки — если с ней все ОК, установить другую плашку, и запустить тест заново).
Как провести тест планки ОЗУ
В Windows уже есть средство для проверки памяти (и в общем-то, оно достаточно не плохое). Чтобы его запустить: нажмите сочетание Win+R, и в окно "Выполнить" введите команду mdsched, нажмите Enter.
mdsched — команда для проверки ОЗУ (Win+R)
Далее выберите вариант проверки (например, провести ее при следующем включении ПК) и перезагрузите устройство.
Средство проверки памяти Windows
Проверка проходит достаточно быстро, если с планкой все ОК — то увидите сообщение, что неполадки не найдены (не обнаружены).
Средство диагностики памяти Windows
Если ошибки будут найдены:
- попробуйте достать планку из слота и почистить ее контакты с помощью резинки и кисточки (см. фото ниже);
Чистка контактов памяти резинкой и кисточкой
- если у вас несколько слотов в ноутбуке — установите плашку в другой слот;
- после попробуйте провести тест памяти еще раз: если ошибка подтвердится — эту плашку использовать далее не следует, именно из-за нее (вероятно) и происходят зависания...
ШАГ 4: проверка температуры (в т.ч. под нагрузкой)
Очень часто причиной зависания и тормозов в ноутбуках является высокая температура ЦП (процессора). Почему?
Дело в том, что так работает спец. "защита" (двух-уровневая) — при достижении определенного порога температуры (у каждого ЦП свои данные) — ЦП начинает сбрасывать частоты работы и его производительность падает (с целью снижения температуры).
Если температура продолжает расти и достигает критического значения — ноутбук просто перезагружается или выключается... Именно поэтому современные процессоры сгорают достаточно редко.
Узнать температуру ЦП и др. компонентов ноутбука можно с помощью спец. утилит. Мне импонирует больше AIDA 64 (см. скриншот ниже).
Aida 64 - датчики
Что касается диапазона температур и что считать перегревом
Здесь многое, конечно, зависит от модели ЦП. Например, сейчас наиболее популярны процессор i3, i5, i7 (8, 9-го поколений) — нормальным рабочим диапазоном для них считается 30÷65°C. Если температура уходит за 70°C — стоит присмотреться более внимательно к системе охлаждения (ее запыленности), термопасте и пр.
Вообще, в целях снижения температуры, порекомендовал бы следующее:
- почистить ноутбук от пыли;
- провести Undervolting и отключить Turbo Boost (это очень неплохо может снизить температуру, вплоть до 20°C. Т.к. этот совет может несколько снизить производительность — его следует применять, когда остальное не помогло);
- купить охлаждающую подставку;
- использовать устройство только на чистой, ровной, сухой поверхности (прим.: при использовании ноутбука на коленях — часто перекрываются вентиляционные отверстия).
ШАГ 5: проверка и обновление драйверов
Если ноутбук зависает сразу же после запуска игр, каких-то редакторов — очень вероятно, что у вас не обновлен драйвер на видеокарту (например). Вообще, в целом, отсутствие драйверов (или использование тех, что "подобрала" Windows) нередко приводит к нестабильной работе системы.
Кстати, чтобы посмотреть нет ли у вас устройств, для которых не установлен драйвера — можете воспользоваться диспетчером устройств.
Примечание: для тех устройств, рядом с которыми будут гореть восклицательные желтые знаки (см. скриншот ниже) — драйвера не установлены!
Диспетчер устройств - проверьте, что установлен драйвер
Чтобы обновить драйвера: рекомендую точно определить модель своего ноутбука, а затем на сайте его производителя загрузить родные драйвера (именно под свою ОС Windows).
Драйверы - скриншот с сайта HP
Впрочем, есть и более простой вариант — воспользоваться специализированной утилитой Driver Booster. Она, кстати, не только находит и обновляет в авто-режиме драйвера, по и проверяет недостающие компоненты: Visual C++, NET FrameWork, DirectX и т.д.
Driver Booster - найдено 9 устаревших драйверов, и 4 игровых компонента
ШАГ 6: автозагрузка Windows, оптимизация и чистка системы
Последняя версия Windows 10 очень сильно нагружает жесткий диск (особенно в момент загрузки), и многие пользователи сталкиваются с тормозами и даже зависаниями сразу после появления рабочего стола (после загрузки ОС). Это может продолжаться примерно 2-3 минуты, после — система, как правило, начинает работать относительно стабильно.
Вообще, подобные симптомы могут наблюдаться и при большом количестве программ в автозагрузке Windows, "замусоренности" системы временными файлами и пр.
И так, для начала рекомендую посмотреть: что там в автозагрузке своими глазами. Для этого воспользуйтесь диспетчером задач (Ctrl+Alt+Del), либо утилитой AIDA 64.
Диспетчер задач - автозагрузка
Рекомендация: все незнакомые программы рекомендуется отключить! (Кстати, в целях диагностики можно отключить всё, что есть в автозагрузке — Windows все равно будет загружена).
AIDA 64 - программы, автозагрузка
Что касается очистки Windows от мусора и исправление ошибок — рекомендую воспользоваться утилитой System Care. Чем она примечательна: всё, что потребуется от вас — нажать одну кнопку "ПУСК"...
Очистить и оптимизировать System Care
Далее утилита в авто-режиме найдет ошибки в реестре, мусорные и временные файлы, пустые каталоги и битые ярлыки (и т.д.) — вам останется только подтвердить исправление...
Найденные проблемы после сканирования в System Care
На этапе загрузки Windows
ШАГ 1: попытка загрузки системы в безопасном режиме
Если ОС Windows не загружается в обычном режиме — попробуйте воспользоваться безопасным режимом (его можно запустить даже в том случае, если ОС не загружается).
Обычно, окно с предложением загрузки в безопасном режиме появляется автоматически после 1-2 раз неудачных попыток загрузить систему (пример на скрине ниже).
Безопасный режим
Если загрузиться в безопасном режиме получилось и ноутбук перестал зависать: удалите все накануне установленные приложения, отключите всё лишнее из автозагрузки. Возможно, есть смысл переустановить систему...
ШАГ 2: проверка диска, ОЗУ
Если предыдущие рекомендации не помогли, обычно, дальше отключают от ноутбука всё лишнее (мышки, джойстики, наушники, накопители (в т.ч. и жесткий диск с Windows), оставляют 1 планку ОЗУ) и начинают тестировать...
Для начала:
- необходимо проверить планки ОЗУ. Это можно сделать либо с помощью другого ноутбука, либо с помощью спец. утилиты (она работает без загрузки ОС);
- проверить состояние диска (лучше на другом ПК);
- сбросить настройки BIOS (после отключения всего, что можно), и попробовать загрузить оптимальные.
Далее обычно переходят к тестированию мат. платы, проверке входных выходных токов, состоянию видеокарты, ЦП и пр. Но эти вопросы уже достаточно сложные, и разбирать их в рамке этой заметке нет смысла...
Ок.
ОтветитьУдалить