К основному контенту

Fall Creators Update или пять причин, почему я снова верю в Windows 10

На прошлой неделе состоялось главное событие года для корпорации Microsoft – конференция Build, на которой ИТ-гигант из Редмонда традиционно делает свои самые важные анонсы.
Для простого человека данное мероприятие прежде всего примечательно новостями, связанными с Windows. Год назад этой конференции от меня досталось немало критики и нынешнее действо я готовился смотреть уже почти без энтузиазма в запасе.

Поначалу мои опасения подтверждались: первый день конференции ко всеобщему удивлению вообще прошёл без каких-либо громких анонсов. Презентация же второго дня началась с объявления названия следующего крупного обновления для Windows 10 – Fall Creators Update.

«У них уже даже на названия фантазия закончилась», с ухмылкой подумал я, ведь предыдущее обновление называлось просто Creators Update. А вот дальше было неожиданно. Увиденное заставило меня впервые за долгое время пересмотреть свои взгляды на то, что делает корпорация с Windows и в какой-то степени снова поверить в позитивное будущее этой системы.
Далее я всё изложу, но прежде хочу всё же пояснить, почему конкретно у меня эта вера когда-то пропала. Заранее сильно прошу прощения за субъективность и обилие текста.

От энтузиаста к скептику и обратно

За всё время существования Windows 10 я до текущего момента верил в неё только один период времени – когда её анонсировали осенью 2014 и ещё пару месяцев после этого.
Тогда Microsoft быстро и качественно сработала по двум фронтам: они закрыли основные спорные моменты Windows 8, а параллельно показали целый ряд удобных мелких фишек вроде режима Task View, новых возможностей привязки окон, прокрутки неактивных окон, жестов для тачпада, хоткеев в командной строке, центра уведомлений и прочих приятных мелочей.

Snap Assist – одна из новых функций, появившихся ещё в начале пути оригинальной Windows 10
Для начала это было очень неплохо. Однако уже в первой половине 2015 мой оптимизм практически сошёл на нет. Оказалось, что перечисленное выше – это и есть практически всё.
Оценив весьма позитивную первую реакцию на «десятку», Microsoft как будто расслабилась. Акценты дальнейшей работы от системных функций резко сместились на браузер Edge, ассистент Cortana и различные встроенные в Windows 10 приложения.
Если вдуматься, всё это важно самой корпорации для продвижения связанных сервисов и продуктов. А вот рядовому юзеру не очень. К примеру, мне незачем менять отточенный под себя двумя десятками расширений Firefox на Edge. Аналогично сомнительна востребованность не понимающей русский язык Cortana (да и со знанием языка от неё, кажется, пока мало толку).

Справедливости ради замечу, что Edge за два года с момента своего появления эволюционировал, возможно, более значительно, чем многие другие браузеры
Про встроенные приложения, предлагающие слабую альтернативу тому, с чем многие привыкли работать долгие годы, и вовсе промолчу. Припишите сюда же сказки про DirectX 12.
Потом последовал неожиданный релиз «десятки» уже в середине года. В итоге вместо спешно слепленной системы с двумя панелями управления и прочими странностями я вновь, как и в случае с Windows 8, предпочёл остаться на отполированной до блеска Windows 7.
И не подумайте, что мне это было в радость. Вообще-то, я любитель нового. Vista, ленточный Office, Windows 7 ещё с бета-версии – я всегда прежде был в рядах энтузиастов, а не скептиков.

Но то, что вытворяла компания с 2012 с «восьмёркой», под лозунги об инновациях начисто ломая отточенную годами философию интерфейса и дизайна, местами ИМХО просто деградируя, меня самого выбило именно в ряды скептиков.
Windows 10 я, конечно же, провалом подобным «восьмёрке» не назову. Однако система попросту оставляла меня равнодушным и даже отчасти разочарованным, потому что я всегда знал, что гиганты, подобные Microsoft, способны на большее. И на Build 2017 корпорация как минимум частично это показала.

Новый Windows Explorer

В Vista Microsoft здорово переосмыслила важнейший элемент интерфейса системы – проводник, наделив его массой новых, удобнейших фишек. В Windows 7 его отполировали и заодно ещё чуть-чуть подтянули в плане юзабилити. А вот проводник Windows 8 оказался преимущественно смесью из проводника «семёрки» и лент, которые на него нацепили.

Я ничего не имею против лент в Office и в других приложениях, где они нужны чтобы рассортировывать по группам тонны функционала, но ленты в проводнике системы меня с ходу поставили в недоумение. Да, их до этого уже добавляли в Paint и WordPad. Но то одно, а здесь – ключевой элемент системы, с которым невольно пересекаешься ежедневно или даже ежечасно.
Дальше были долгие годы молчания. Microsoft не делала с проводником практически ничего. Когда же я впервые увидел раннюю версию нового проводника, мне стало совсем грустно.

Ведь зная современную корпорацию, можно предположить, что оно запросто и пошло бы в финал почти в таком же виде.
Впрочем, после вот этого кадра (концепта), что промелькнул на Build во время короткого ролика с демонстрацией нового интерфейса, всё в одночасье стало как-то менее мрачно:

Да, я наивен, но тем не менее для меня одной этой картинки оказалось достаточно чтобы сильно изменить своё отношение к происходящему.
В отличие от той времянки, что можно видеть в Windows 10 уже сегодня, на концепте показано нечто с первоклассным дизайном и сохранением как минимум основного функционала.
Вы возвратите: «ну мало ли какими концептами решилась поделиться Microsoft в своём видео. Ничего общего с реальностью они могут и не иметь». Могут. Но я уверен, в видео этот кадр был не просто так. Нам показали именно то виденье дизайна Windows Explorer, к которому Microsoft действительно стремятся.
Его внедрение и последующая доработка явно могут выйти за те скромные четыре месяца, что остались до выхода Fall Creators Update. Но на концепте выше не какая-то из многочисленных вариаций-фантазий, а нечто, на что в итоге и будет больше всего похож реальный финальный вариант. И оно мне неожиданно понравилось.

Timeline

В Windows 10 дебютировали виртуальные рабочие столы. Хоть в других ОС они и уже были, для Windows эта фишка была новая и весьма крупная.

Однако меня она оставила равнодушным. Уверен, я не единственный, кто так и не стал ими пользоваться. Я иногда открываю чудовищно много вкладок в браузере, но вот открыть так много окон, чтобы умудриться в них запутаться…
Fall Creators Update должен обзавестись другой подобной крупной особенностью и вот она уже, как мне кажется, реально интересна и имеет шанс стать настоящим хитом среди большого числа юзеров. Речь идёт о Timeline – потенциально самой интересной находке в юзабилити Windows за все последние годы.


Она будет являться частью и расположится во всё том же режиме «просмотр задач», который активируется в Windows 10 кнопкой рядом с поисковым полем. Теперь помимо виртуальных десктопов и открытых окон в этом режиме появится временная шкала, потянув ползунок которой в виде наглядных превью вы увидели всё, с чем вы работали в последнее время.
В общем, это что-то сродни истории в браузере, только гораздо нагляднее и, благодаря этому, удобнее.

Временная линия разделена на периоды. Сверху над каждым превью отображается название и иконка приложения. В самих превью есть дополнительная информация: чаще всего это пути к локальным файлам или веб-адреса, если речь идёт о страничках в браузере. Однако может отображаться и что-то особое, актуальное для конкретной программы.
Есть у новинки и встроенный поиск по всей этой ленте истории. На видео с полной записью презентации второго дня Build 2017 начиная с 39:30 можно немного посмотреть, как работа этой функции выглядит вживую:
Timeline вдобавок поддерживает работу между различными девайсами, где есть голосовой ассистент Cortana. Это не только устройства самой Microsoft, но и гаджеты под управлением Android и iOS.
Безусловно, Timeline вызовет немало вопросов у тех, кто не один работает за компьютером и тех, кто попросту заботится о своей приватности. Надеюсь, Microsoft предоставит им нужные настройки. Я же оцениваю эту фишку исключительно с точки зрения юзабилити, и она меня впечатляет. Мгновенное восстановление любых нужных окон без изнурительного поиска файлов/веб-страниц и прочего. По-моему, это дорогого стоит.

Fluent Design System

Конечно же, самый яркий во всех смыслах анонс Build – это Fluent Design System, прежде неофициально известный как Project Neon. Перед нами новый многосторонний подход к дизайну Windows с упором на различные визуальные эффекты. Вот анонсирующий ролик:
Демонстрация Fluent Design для меня буквально сравнима с прорывом какой-то дамбы. Скованные в 2012 «генеральной линией партии» по рукам и ногам дизайнеры, наконец-то получили невиданную свободу. Не исключаю заметные перегибы из-за этого на первых порах, но тем не менее я все равно рад.
Вырезав пять лет назад из системы буквально всё, что может быть приятно глазу, попутно объясним всем, что так и надо, компания сейчас делает разворот на 180 градусов. Причём если тогда вырезали по большей части прозрачности и тени, то сейчас собрались добавлять куда более обширный и разнообразный список различных элементов.
В основе Fluent Design лежат пять ключевых направлений:

Это свет, глубина, движение, материалы и масштабируемость. У каждого из этих направлений есть ещё и ряд своих подкатегорий. К примеру, среди материалов благодаря утечкам и тестовым билдам Fall Creators Update мы уже вскользь познакомились с Acrylic.

Как и Aero Glass, это прозрачность с эффектом размытия, однако исполнена она в значительной степени иначе. Не берусь утверждать, что из них смотрится приятнее, но по сравнению с текущим положением дел в Windows 10 и новомодный Acrylic для меня выглядит как манна небесная.

По сравнению с Aero Glass Acrylic будет куда более настраиваемым под свои нужды сторонними разработчиками. Это может быть одновременно и плюс, и минус.
У Acrylic между тем тоже есть свои отдельные «подвиды». Это для понимания, насколько серьёзную структуру сейчас собирается привнести Microsoft в подход к дизайну своей ОС. На Build ей была посвящена отдельная презентацию продолжительностью почти в час.
Вся эта система Fluent Design будет внедряться в Windows 10 поэтапно, волнами:

Первая посетит Fall Creators Update. Кроме Acrylic нас там ожидают ещё как минимум четыре элемента, среди которых подсветка, дополнительная анимация и эффекты параллакса в различных приложениях и компонентах системы.

Fluent Design System более многогранна, чем может показаться, и охватывает некоторые аспекты, которые с визуальным обликом системы связаны в лучшем случае косвенно. Например, взаимодействие интерфейса с различными средствами ввода, а также воспроизведение аудио и видео.
Это становится очевидно, глядя на слайд презентации, рассказывающий о части новшеств, запланированных на вторую волну (предположительно апдейт, что выйдет в марте 2018):

Взглянув на первые же кадры с презентации Fluent Design, мои мысли не покидают ассоциации с Aero Diamond – полумифическом самом навороченном виде Aero из Longhorn. Хотя, уверен, в реальности никакой связи нет.
Не подумайте, что я какой-то любитель рюшечек. Я человек, который уже лет десять не экспериментировал с какими-либо темами оформления, а последние пару лет не менял даже фоновый рисунок на рабочем столе.
И тем не менее убийство Aero в Windows 8 меня сильно смутило. Основная претензия (сугубо субъективная) – без полупрозрачности и сопутствующих эффектов всё начинает выглядеть менее приятно. Одни оттенки для тех же рамок окон смотрятся как-то мрачно и уныло. Другие, наоборот, слишком пёстрые, отвлекающие на себя внимание. Да и белоснежные окна сами по себе выглядят так контрастно, что иногда это бьёт по глазам.

Часть инсайдеров сегодня может наблюдать уже вот такой калькулятор, покрытый Acrylic
Fluent Design System – не возвращение Aero, однако это признание того, что примитивный и до предела упрощённый дизайн, взятый на вооружение в 2012, был если не ошибкой, то в лучшем случае временным решением. И вот теперь настала пора двигаться вперёд.

Story Remix

Вот уж не подумал бы, что после многих нехороших слов буду откровенно хвалить новое встроенное ПО Windows, но Story Remix этого неожиданно оказался достоин.
Ещё с Windows 8 Microsoft начала куда более активно насыщать ОС различными собственными приложениями. Мало того что я, вообще говоря, против раскармливания «операционки» интегрированным софтом, так и сами по себе эти новые программы чаще всего никого желания пользоваться собой не вызывали. Особенно на десктопах.

Малофункциональные, странно выглядящие, нередко плохо отполированные в плане стабильности/производительности и, что особенно важно, фактически не представляющие чего-то уникального.
Со Story Remix пока что выходит другая история. Уточню, сейчас это ещё не совсем приложение: первое время оно будет частью Photos и лишь позже трансформируется в нечто отдельное.

Перед нами универсальный редактор мультимедийного контента, нашпигованный различным функционалом, включая уникальные особенности. При простоте своего интерфейса он задействует технологии машинного обучения и искусственный интеллект.
Умеет распознавать лица на фотографиях, места и отдельные вещи, позволяя вести по ним поиск.

Генерирует необычные видеоролики на основе загруженных пользователем файлов, с поддержкой последующего редактирования. Есть набор фильтров.
Самое же классное и впечатляющее в программе: создание смешанной реальности, трёхмерные эффекты и объекты, которые можно добавлять в видео без каких-либо специализированных знаний. Вот здесь наглядная демонстрация от одного из разработчиков. Просто посмотрите, что делает автор с пятой минуты:
Безусловно, сделать нечто подобное, можно и сейчас. Но для этого потребуются куда более высокий уровень умений со стороны пользователя, кратно больше времени и такие инструменты, которые в комплекте ни с одной ОС не идут.
Вот ещё один пример наложенных эффектов, который вызвал аплодисменты основной презентации на Build 2017:
Позитивное впечатление от Story Remix вызвано ещё и тем, что в отличие от большинства предыдущих программ, что Microsoft добавляла (а некоторые потом вырезала) в Windows 8 и 10 за последние лет пять, это предназначено для созидания, а не потребления информации.
Конечно, большой вопрос, нужно ли такое ПО в системе по умолчанию. Для многих и Story Remix при всех своих интересностях окажется лишним балластом. Но меня приложение впечатлило, вызвав желание с ним основательно поэкспериментировать.

Вкладки, завершённая единая панель управления и прочее

Пятая причина у меня вышла собирательной. Сюда вошли ещё несколько важных вещей, которые стали известны как на Build 2017, так и вне её. Начнём с механизма вкладок, который в Fall Creators Update или последующим за ним мартовском обновлении имеет высокие шансы прописаться в системе.
На Build про вкладки официально ничего не говорили. Эта информация вместе с первыми скриншотами появилась у надёжного источника ещё за несколько недель до конференции.

Первая реализация там выглядит весьма аляповато, однако само по себе движение ко вкладкам ИМХО верное. Напомню, во время официального голосования несколько лет назад за будущие фишки эта идея наравне с различными дизайнерскими изысками была в самом-самом верху по набранным голосам.

Мы все уже настолько привыкли ко вкладкам в браузерах, что и в системе, готов поспорить, многим бы они понравились.
Отрадно, что Microsoft, пусть и спустя пару лет после того голосования, наконец-то вспомнила о том, что просили люди.
Ещё одним позитивным моментом мне видится постепенно приходящая к завершённому виду единая панель управления (параметры). Меня в своё время раздосадовал уже один только факт присутствия в финальной версии Windows 10 сразу двух панелей управления.
Однако вторая, перспективная панель за эти годы здорово эволюционировала как в плане интерфейса, так и с точки зрения количества доступных опций, а также их организации. Многое из того, я что критиковал в ней, подобно убранной в подвал настройке разрешения экрана, постепенно становится неактуальным.

Тестирование Fall Creators Update ещё только стартовало, а в параметрах уже появилось два новых раздела и ещё целая охапка новшеств. В итоге беготня между двумя панелями постепенно сводится на нет.
Разумеется, перечисленное выше – не всё. На Build, например, показывали улучшенные/возвращённые особенности, связанные с OneDrive, а также облачный буфер обмена. Причём приятно видеть, что Microsoft не замыкается на собственную экосистему.

Ещё часть новшеств упоминается в блогах, другая часть нововведений появляется даже без отдельного анонса. Некоторые фичи, информация о которых попала в сеть ещё в прошлом году, уже реализованы (Blue light filter) или уже анонсированы/проходят тестирование. Последнее касается, например, функционала People Bar для быстрого доступа к нужным контактам на панели задач.

Переломный момент

Как видите, работа идёт. И пошла она быстрее, чем когда-либо. Официальное решение выпускать крупные обновления Windows 10 два раза в год – тому наглядное подтверждение. Впрочем, для меня важна не столько скорость, сколько умение Microsoft слушать то, что от неё просят. В 2015 это умение почти не ощущалось, но сейчас, как мне кажется, ситуация меняется.
«Эй, я и так давно сижу на Windows 10 и меня всё устраивает» – обязательно написал бы кто-нибудь в комментариях. Действительно, в одном только Рунете «десяткой» пользуются миллионы. Но на Windows 7 ещё до сих пор остаются значительно больше (данные LiveInternet):

В целом по миру, по версии сервисов StatCounter и NetMarketShare, ситуация пока тоже не в пользу Windows 10 даже конкретно на десктопах:


Очевидно: когда новой ОС исполнится два года, ей все равно ещё не удастся обойти Windows 7. Таким образом, многие до сих пор не увидели для себя смысла обновиться.
Именно поэтому Microsoft сейчас и включает «вторую космическую», чтобы заинтересовать «десяткой» теперь уже существенную часть тех, кто систему по тем или иным причинам проигнорировал. Кому причин для перехода показалось слишком мало.

Заключение

Завершив этот текст я, честно говоря, боюсь оказаться непонятыми сразу обеими сторонами. Те, кто предпочитают оставаться на «семёрке», вряд ли вот так с ходу загорятся от прочитанного таким же энтузиазмом, что и я.
В свою очередь, пользователи Windows 10, конечно же, разойдутся со мной во мнении, что конкретно сейчас система ещё весьма противоречива, а «плюшек» от перехода на неё для большинства слишком мало.

Повторюсь, на мой взгляд, Windows 8 была колоссальной неудачей. Куда более серьёзной и глубокой, чем в своё время даже Vista. Windows 10 изначально была попыткой быстро реабилитироваться за провал «восьмёрки». Исправить наиболее жуткие «инновации» тамошнего интерфейса, а заодно подкинуть понемногу новых функций на каждое направление.
Однако, в том и дело, что поправили лишь основное, а добавили не так много. Потом долго ждали в расчёте на целый год бесплатного апдейта и прочие приёмы. В итоге вышло неплохо, но, я уверен, корпорация рассчитывала на заметно больший кусок рынка для новой ОС спустя два года её существования.

И вот сейчас, осознав, что за юзеров ещё предстоит побороться, началась настоящая кропотливая работа над осуществлением их желаний. То, что мы увидел на Build, похоже, лишь её начало.
Я не хотел бы раньше времени распыляться на дифирамбы в адрес Microsoft, переходя от критики к одобрению. Моя личная позиция относительно новой ОС изменилась не так радикально, как это может показаться из текста выше. Некоторые серьёзные вопросы ещё ждут прояснения. Там же, где ответ наконец-то был получен, ещё неизвестно, насколько затянется его реализация.
Однако по сравнению с предыдущими годами, как мне кажется, наконец-то в конце условного туннеля появляется свет. Это исключительно моё личное мнение.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как подключить телефон к телевизору — все способы

Здравствуйте. Думаю, вы будете согласны со мной в том, что смотреть фото и видео в большом формате всегда увлекательнее и проще. На телевизоре легко воспроизвести мультимедийные файлы, кроме того, телефонную память можно использовать в качестве флешки.  Существует несколько вариантов того, как подключить телефон к телевизору, все зависит от вашей техники и наличия кабелей соединения. Давайте попытаемся со всем этим разобраться. Долой провода! Поддержка технологии Wifi Direct есть сегодня почти во всех телевизорах, имеющих функцию беспроводного соединения, и уж тем более ее имеют практически все телефоны. Благодаря этой технологии девайсы соединяются между собой без точки доступа. При этом TV видит телефон не как простой накопитель, а как мультимедийное устройство. Процесс сопряжения двух этих аппаратов происходит следующим образом: В первую очередь включаем на мобильном гаджете Вай Фай Директ. С любой версией операционки этот режим располагается в настройках беспрово

Как узнать IP-адрес компьютера с помощью PowerShell Windows

Когда пользователь Windows ищет IP-адрес своего компьютера, PowerShell может быть хорошим вариантом для обнаружения. Это действительно не требует больших усилий, чтобы узнать интернет-протокол с помощью этого инструмента. IP-адрес хоста - очень важный код для связи устройства с другими. Кроме того, некоторые веб-сайты не позволяют показывать их содержимое без адресов. Таким образом, очень важно знать способ получения  IP-адреса с помощью PowerShell.  Существует две основных целей IP-адреса: Точное определение узла, особенно сетевого интерфейса хоста. Предоставление местоположения хоста внутри сетевой арены, а также путь, через который устройство может взаимодействовать с другими. IP - это численное представление всех устройств, которые подключены к компьютеру с помощью интернет-протокола. Это позволяет компьютеру взаимодействовать с другими устройствами посредством IP-сети, такой как Интернет. Если вы являетесь пользователем Windows, вы можете довольно просто   узнать IP-адрес

10 способов увеличить скорость домашнего Wi-Fi

Хотя Wi-Fi — это, бесспорно, очень удобно, но зачастую беспроводной интернет заставляет понервничать. Тем, кто страдает от медленной скорости, плохого качества сигнала, а также других проблем, стоит знать, что есть способы увеличить скорость Wi-Fi у себя дома. Итак, что же нужно сделать. 1. Стандарт N Использовать последние технологии Wi-Fi. Один из лучших способов убедиться, что домашняя сеть работает настолько быстро и надежно, насколько это возможно, заключается в использовании современных аппаратных средств. Главное, что нужно знать: беспроводные стандарты A, B и G являются старыми и медленными, и только стандарт N может обеспечить самую высокую скорость. Нужно убедиться, что беспроводной маршрутизатор и сетевая карта поддерживают стандарт N. 2. Максимальный охват Найти идеальное место для маршрутизатора. Хотя маршрутизаторы могут выглядеть уродливо, но это не значит, что их нужно прятать за телевизором. Чтобы обеспечить лучший сигнал, нужно установить роутер на открытом месте, что