На прошлой неделе Яндекс запустил Алису – голосовой помощник, который должен отличаться от существующих конкурентов умением импровизировать и вести подобие живой беседы с пользователем. В этом материале – обзор, небольшие тесты и просто впечатления от Алисы в её версии для ПК.
Со слов разработчиков, помощник неограничен базой готовых ответов. Для «общения» он использует доступные ресурсы глобальной сети и задействует нейронные сети. Ассистент имеет рекордную точность распознавания речи (89%-95%), а сам разговаривает приятным женским голосом, умея понимать контекст беседы, шутить и давать рекомендации.
Алиса и все-все-все
На сегодняшний день существуют десятки голосовых помощников, но по-настоящему крупных игроков-конкурентов до появления Алисы здесь было всего пять:
Apple Siri . Самая известная сегодня виртуальная собеседница – это Siri отApple , стартовавшая в 2011;Google Now и Assistant. Вторым номером можно было бы назвать Google Now, дебютировавший в 2012. Однако эта система не умела ввести полноценный диалог и в 2016 была заменена поисковым гигантом на более продвинутый Google Assistant;Microsoft Cortana . Третий игрок – Cortana отMicrosoft , анонсированная весной 2014;- Amazon Alexa. Помощник
Alexa отAmazon дебютировал осенью 2014 вместе с умными колонками Echo, однако сейчас работает далеко не только на них; - Samsung Bixby. Пятый участник – запущенный в этом году Samsung Bixby. Он создан на базе более простой голосовой системы S Voice и экспериментального Viv. Что интересно, в разработке Bixby участвуют бывшие создатели
Siri .
Алиса от Яндекса – аналог всех перечисленных выше систем. Однако конкретно для русскоязычных пользователей конкуренты у Алисы практически отсутствуют. Дело в том, что Google Assistant, Cortana , Alexa и Bixby на данный момент русским не владеют вообще.
По-русски умеет разговаривать пока только Siri, но она доступна лишь на устройствах Apple .
Яндекс, напротив, хочет охватить максимальное число возможных пользователей, выпустив версии Алиса для всех популярных ОС. Распространяются эти версии, разумеется, бесплатно.
- Во-первых, на официальном сайте есть версия для
Android ; - Во-вторых, там же ссылка на Алису для
iOS (11, 10, 9). Это значит, что Алиса должна поддерживать не только актуальные iPhone 7/8, но и iPhone 6S, 6, 5S и SE, а также iPad. Отзывы вApp Store весьма позитивные; - В-третьих, доступны версии помощника для ПК с операционной системой Windows, причём не только с «десяткой», но также с Windows 7 и
Windows 8 ; - [появится позже] Версия для macOS;
- [появится позже] Версия, встроенная в
Яндекс.Браузер .
Пока же мы более детально остановимся именно на Алиса для ПК под управлением Windows.
Первый запуск Алиса для ПК: как установить и включить
Установку и активацию своего голосового ассистента Яндекс сделал предельно простыми. Загрузите бета-версию для Windows (7, 8, 10) c официального сайта. Инсталлятор весит около 13 МБ. Установка происходит без дополнительных вопросов и занимает считаные секунды.
Увы, куда устанавливать помощник, инсталлятор не спрашивает. Где расположится Алиса? Приложение безальтернативно упадёт в папку C:\Users\…\AppData\Local\Yandex\SearchBand. Правда, и весит эта папка всего около 50 МБ. Лишнего софта Алиса для компьютера с собой в систему не тащит.
После установки в памяти появляется процесс Voice Assistant (searchbandapp64.exe). Потребляемая им память нас слегка смутила, так как «прыгала» от 10 до 80+ МБ.
Ярлыка чтобы запустить Алиса на рабочем столе приложение не создаёт, зато добавляет папку «голосовой помощник» в меню в «Пуск». А на панели задач появляется строка поиска аналогичная той, к которой хорошо привыкли пользователи Windows 10 .
В «десятке» Алиса встаёт на место Cortana (не заменяя её собой, а скрывая). В Windows 7 интерфейс выглядит весьма похоже:
Включить помощника от Яндекс в Windows можно двумя способами: кликнуть по иконке микрофона или же произнести вслух «Привет, Алиса». В любом случае вам нужен микрофон. Как поговорить с Алиса текстом? Пока никак: отвечать безмолвно сообщениями сам ассистент умеет (есть такая опция), но без микрофона и голоса с вашей стороны не работает.
Говорит ассистент пока исключительно на русском. Проблем с тем, что Алиса не работает, не слышит нас или просто не реагирует, которые иногда мелькали на форумах, скажем честно, мы не встретили.
Помимо голосового помощника в интерфейсе представлена функциональность быстрого доступа к сайтам, обзора текущих событий, а также быстрого доступа к папкам, файлам и программам на ПК.
Привет, Алиса! Использование и настройка помощника
Пользоваться Алиса очень просто: после клика по иконке микрофона или голосовой фразы, виртуальный ассистент даёт небольшой сигнал, означающий, что он вас слушает. Когда помощник считает, что вы уже всё сказали, издаётся другой звук. «Прослушивание» можно остановить и вручную, кликнув по анимированному кругу внизу или же за пределами интерфейса Алиса.
Ответив на ваш вопрос, помощник вновь даёт вам возможность что-то сказать. Таким образом, программа уже заранее подразумевает, что вы тут же можете спросить что-то ещё или задать вопросы, уточняющие её предыдущий ответ.
Примечательно, что помимо «Привет, Алиса», вызвать помощника можно ещё с помощью пяти фраз:
Забавно, но Алису, как видите, можно называть Яндекс («Привет, Яндекс», «Окей, Яндекс»): ассистент откликнется и на это имя.
Возможностей настроить Алису пока немного: можно заменить строку поиска на кнопки, чтобы сэкономить место на панели задач. Если не хотите, чтобы ассистент слушал вас постоянно, можно отключить голосовую активацию, оставив только вариант клика по значку в виде микрофона. Также, как уже было отмечено выше, отключаются голосовые ответы.
Можно выбрать, что делать с найденными на ПК файлами: открывать их самих или папку, в которой они находятся. Наконец, можно выбрать браузер, через который открывать сайты и результаты поиска. А вот поменять голос Алисе не получится: выбор здесь пока ещё не предусмотрен.
Если вы захотите совсем убрать Алиса с панели задач Windows, то вам нужно снять галочку отсюда:
Сделав это, вы лишитесь доступа к ассистенту, но, восстановив флажок, быстро вернёте его на панель. Тем самым можно временно освободить панель задач, не удаляя сам ассистент. А вот полностью отключить компьютерную версию Алиса без удаления у нас так и не получилось.
В Windows 10 может показаться, что Алиса заменяет поле поиска Cortana, однако это не так. Как мы уже сказали, она лишь его скрывает. Откройте контекстное меню панели задач, найдите там «поиск»-> «показать поле для поиска» и таким образом вы вернёте Cortana. Поля для Алисы и встроенного ассистента Windows 10 могут располагаться бок о бок.
Что сказать и спросить: функции, доступные сегодня
Для этого текста мы изначально работали с самой первой публичной тестовой версией говорящей Алиса для ПК: 1.12.0 от 10 октября (сборка 1180 бета), но чуть произошло незаметное фоновое обновление помощника до 1.12.1 уже от 12 октября (сборка 1190).
Что спросить и что умеет Алиса на данный момент?
Начнём с открытия названного сайта в браузере. Названия известных ресурсов помощник понимает неплохо, а вот малоизвестные сайты вам, скорее всего, не откроет.
Другая функция Алиса – управление компьютером. Команд, правда, здесь пока немного: выключение, перезагрузка, сон. Умеет выключать звук, что в некоторых сценариях определённо может пригодиться:
Также помощник умеет искать файлы и запускать программы с ПК, причём как встроенные компоненты Windows (калькулятор, блокнот, корзина и прочее), так и сторонний софт. Алиса без труда запустила нам Fraps , SpeedFan и другие не самые известные программы. При этом автор не идеален в английском произношении, однако помощник всё понял.
Неплохо ассистент справляется с музыкой. Если вы называете какую-то конкретную песню, то Алиса автоматически открывает в браузере Яндекс.Музыка и начинает воспроизведение композиции. Если же запрос более абстрактный, вроде «музыка 90-х» или «классическая музыка», то Алиса запускает для вас уже советующую подборку на Яндекс.Радио.
Иногда ассистент сможет помочь, если вы помните только фрагмент из песни, но не помните названия.
Отлично у Алисы дела обстоят с простой математикой и переводом величин. Для ассистента это вообще, похоже, самые простые задачи:
Прекрасно владеет помощник информацией, связанной с погодой и курсами валют:
Валюты дополнительно можно сравнивать друг с другом.
Не менее удачно ассистент ориентируется во времени. Вы можете спросить на какой день недели приходится то или иное число, ну или наоборот.
Удобно узнавать у Алисы и время в городах, расположенных в отличных от вашего часового пояса.
А вот с переводом пока не всё однозначно. Назовёте английское слово – легко переведёт, а вот переводить сочетание уже отказывается и под небезызвестное выражение одного чиновника отправляет в переводчик:
Умный помощник?
Штурмовать Алиса простыми вопросами – одно удовольствие. Ассистент здесь проявляет себя с лучшей стороны. Например, безошибочно определяет авторов известных книг:
То же самое касается кинематографа и музыки:
Однако если чуть-чуть усложнить задачу и спросить, например, «исполнитель роли Нео», ассистент растеряется, хотя поиск Яндекс, что примечательно, знает ответ на этот вопрос.
У Алисы также можно спрашивать даты грядущих премьер и даже спросить совета, что посмотреть:
В последнем случае, видимо, подбирается нечто с высоким рейтингом от критиков. Обратите внимание: советуя фильмы, помощник сумел не потерять контекст беседы и при вопросе «другой» ответ Алисы был всё ещё в тему.
Иной удачный пример: мы спросили самую большую реку в Европе, а потом, не уточняя, что речь всё ещё про Волгу, решили узнать её протяжённость. Помощник не смутился:
Увы, удерживать контекст у ассистента пока получается далеко не всегда и показанные нами примеры – скорее счастливые исключения.
Выше вы уже могли видеть, как ответ на тему премьеры фильма Алиса взяла из КиноПоиска . Информацию про Волгу помощник «подцепил» из ответов mail.ru, а данные о её протяжённости и вовсе взял с менее известного сайта. Это показывает, что для ответов Алиса использует далеко не только базы самого Яндекса или Википедии.
Другое предназначение помощника – рассказать о заведениях рядом с вами. В случае стационарного компьютера ассистент выдал место, очевидно, на основании IP:
Проанализировав часы работы, Алиса сама добавила к ответу «Сейчас открыто». Также помощник может сказать сколько времени добираться до того или иного объекта и заодно проинформирует о пробках.
В будущем возможности Алиса, по её же словам, будут расширены: список команд и функций станет больше, так как пока нет ещё даже некоторых самых простых вещей. Например, в отличие от той же Siri, Алиса пока не работает с будильником, таймером и напоминаниями.
Ответы Алисы: от необычного до смешного
Массовый тест юзерами помощника тут же выявил весьма странное поведение Алисы при попытке поставить ей некоторые конкретные задачи. Например, на просьбу заказать такси ассистент жалуется то на дороговизну услуг, то на отсутствие у него денег. Если вы продолжите настаивать, то Алиса предложит заказать такси на следующую неделю или порекомендует автобус.
Очевидно, разработчики посчитали, что так будет более оригинально, чем если ассистент просто признается, что пока такого не умеет. Представители Яндекса не скрывают, что в будущем интегрируют с системой больше сервисов как сторонних, так и собственных (тот же Яндекс.Такси ).
Интеграция с некоторыми из них выполнена уже сейчас, причём весьма занятно. Например, если вы в разгар беседы с Алиса запросите новости, то она скажет «передаю слово своему коллеге из Яндекс.Новостей », после чего уже мужской голос зачитает вам заголовки актуальных событий.
Ещё одна вещь, на которую вы непременно обратите внимание в диалоге: помощник иногда ведёт себя уж слишком вольно. Изредка в его ответах может проскакивать даже лёгкое хамство. А ещё в некоторых вещах Алиса противоречит сама себе.
Это побочная сторона того, что перед вами не говорящий набор заученных фраз, а система, которая учится на огромной базе информации из сети, что есть в её распоряжении. Впитав в себя, очевидно, приличный кусок современного Рунета, помощник стал таким, каким мы в итоге его и наблюдаем.
Пускать дело совсем на самотёк разработчики, конечно, не стали: к публичному запуску они явно отфильтровали из помощника всё нецензурное, однако до полного миролюбия и ощущения некой целостной личности Алисе ещё далеко.
Ну и, конечно же, не обходится без смешных ответов. Так было с Siri, а с Алисой, поскольку её база ответов более обширна и даже непредсказуема, будет ещё интереснее.
На некоторые темы ответы ассистента определённо подготовлены заранее и время от времени повторяются. Однако в большинстве случаев Алиса действительно импровизирует, «поговорить» иногда реально чуть-чуть удаётся.
Плюсы и минусы помощника от Яндекса
Теперь коротко о том, что понравилось и не понравилось в Алисе. Начнём с положительного.
- Приятный, близкий к человеку голос Алисы, отлично поставленные интонации и смысловые паузы;
- Уровень распознавания речи не идеален, но весьма высок. Посредственный микрофон и не самый внятный голос автора текста не помешали Алиса почти всегда распознавать фразы;
- Почти безукоризненно справляется с бесчисленным количеством вопросов, имеющих однозначный ответ;
- Некоторые функции голосового управления компьютером действительно могут пригодиться;
- Скорость работы впечатляет. Ответы выдаются мгновенно;
- У ассистента, как нам показалось, хороший «вкус» на фильмы/музыку/книги. Просто попросите посоветовать что-то из этого в том или ином жанре;
- Доступно несколько вариантов команд для голосовой активации;
- Больше заученных вариантов ответа в беседе, чем у Siri + возможность «импровизировать».
Теперь перейдём к минусам. Здесь есть то, что разработчики при желании смогут поправить весьма оперативно, так и нечто, требующее для исправления немало работы:
- Иногда ассистент спешит: не дослушав вас до конца, он начинает выдавать ответ;
- Невозможно персонализировать себя. Пока что помощник не запоминает даже ваше имя;
- Невозможно персонализировать ассистент: ему нельзя дать своё имя или хотя бы отучить играючи переходить от «вы» на «ты» и обратно;
- Алиса с переменным успехом справляется с вашими, но свои вопросы задавать не умеет (например, в целях самообучения);
- В некоторых диалогах помощник применяет к себе глаголы мужского рода;
- Иногда слова ассистента расходятся с тем, что он делает. К примеру, анонсируя запуск программы, он ищет её в поисковике;
- Алиса может выдать подряд один и тот же ответ на несколько реплик, чем здорово портит иллюзию общения;
- За всё время работы с Алиса у нас было лишь несколько примеров, когда ассистенту удавалось успешно запоминать контекст беседы. В остальных случаях он его игнорировал;
- «Дружит» пока не со всеми сервисами даже от самого Яндекс’а;
- Интерфейс просмотра истории диалога в первых публичных билдах ПК версии Алиса почти не разработает;
- Число банальных отправок пользователя в поиск, там, где можно было бы дать ответ, весьма высоко.
Как видите, минусов пока что будет побольше. Напоследок в следующем разделе к ним мы хотим отнести ещё кое-что, но уже более субъективное.
Среднестатистический пользователь вместо вежливого человека
– А как ты можешь разговаривать, если у тебя нет мозгов? – спросила Дороти.
– Я не знаю. Но многие из тех, у кого нет мозгов, очень любят разговаривать, – ответило Чучело.
Поговорим конкретно про такую возможность Алиса, как простое общение без каких-либо конкретных вопросов и задач для ассистента. После нескольких продолжительных сеансов «общения» с виртуальной собеседницей нам показалось, что главная её фишка с огромной базой информации из сети, с помощью которой она формирует свои ответы, играет с Алиса злую шутку.
Вероятно, многие согласятся, что в идеале голосовому помощнику лучше стремиться подрожать человеку, обладающему такими качествами, как вежливость и внимательность. Из разговорного режима Алисы же пока получился скорее некий «среднестатистический пользователь» со своей небрежностью в диалоге и предельно короткими репликами.
Впрочем, благодаря описанному выше подходу забавных и оригинальных моментов в разговорах с Алиса можно встретить немало
Благодаря нейросети и объёму информации Алиса, в отличие от других подобных решений, действительно может говорить не заученными фразами фактически обо всём. Однако качество всей этой базы знаний почти переводит простое общение с ассистентом в категорию «ни о чём».
Создатели явно пытались нивелировать проблему. Те ответы, что заучены помощником – любезны и хорошо сформулированы (даже обращается в них программа к собеседнику исключительно «на вы»). Они слишком заметно отличаются от того, что ассистент генерирует сам из доступного ему набора информации.
В свою очередь, про внимательность на данном этапе говорить не приходится. Алиса не всегда учитывает в ответе то, о чём вы с ней говорили пять секунд назад. Стоит ли надеется, что помощник вынес для себя что-то из, к примеру, вчерашнего разговора?
Заключение
Так помощник или игрушка? Наш скромный вердикт: игрушка. Сейчас и в ближайшее время. Впрочем, это претензия не столько конкретно к Яндексу, сколько к создателям всех голосовых ассистентов. Пока что все они весьма посредственны почти во всех своих аспектах, больше годясь в качестве небольшого развлечения и лишь изредка оказывая какую-то реальную помощь.
Всё это несложно было предположить ещё до знакомства с новинкой. А вот по итогу Алиса скорее, наоборот, нас порадовала. Ведь, казалось бы, если даже могущественные ИТ-гиганты, что годы разрабатывают свои ассистенты, не могут создать нечто приемлемое, то Яндексу с его кратно меньшими ресурсами в эту сферу и вовсе не стоит соваться.
Однако на практике Алиса на фоне той же Siri выглядит весьма достойно. И вот этого мы не ожидали. Особенно от первой же публичной версии. Виртуальный собеседник от отечественного поисковика чувствуется более «живым» по сравнению с аналогами за счёт использования нейросетей вместо готовых баз ответов.
Прибавьте сюда, пожалуй, наилучшее распознавание русского языка и самый естественный голос среди ассистентов, что мы только слышали. Вдобавок помощник быстр и способен время от времени своими ответами «попадать в яблочко», создавая лёгкое ощущение того, что он действительно умеет «мыслить».
Разумеется, создание искусственного интеллекта сродни развитому человеку со всеми творческими и аналитическими способностями и по сей день – всё ещё непреодолимая фантастика. Однако создание умелой иллюзии такого интеллекта – задача ощутимо более реалистичная.
Именно над её решением с переменным успехом сейчас и бьются самые сильные технологические компании по всему миру с помощью своих голосовых помощников. Отечественный Яндекс мы можем поздравить со вступлением в их клуб, которое, как нам показалось, прошло на удивление успешно.
Комментарии
Отправить комментарий